logo
Войти, используя социальные сети:
Войти на сайт, используя адрес электронной почты
little logo
Школьное сочинение.
Опубликовано 22.03.2017

Однажды в ходе бурного обсуждения учебного процесса (а обсуждение этого предмета всегда бывает весьма эмоциональным) наших детей на просторах фейсбука, одна моя знакомая поделилась тем, что ее дочь в 7-м классе выращивает на уроках биологии плесень. Не знаю почему, но меня это как-то неожиданно потрясло. Вау, плесень — круто! Мы в махровом девяносто каком-то не выращивали, точно помню! И видимо это и вправду круто и вполне себе нормально, подумаешь, плесень, тем более, что у нас на кухне до сих пор растет фасоль, а у фасоли даже есть стручки... Но мы во втором классе, нам плесень еще рано. Хотя где фасоль, а где известная во многих столичных кругах математическая школа?

Однако морально я уже давно готова ко всему. Спокойствие это появилось не так давно, должна признаться, но снизошло мгновенно. Я даже помню тот день: где-то между утренним американо с сахарной вредной булкой по дороге в Талеж и лекцией замечательного Михаила Лабковского (как раз на школьную тему); все так ловко и прочно устаканилось — и сразу стало легче дышать, спать, да и жить в целом. Главное — это ребенок, его счастье, гармония и наличие детства в виде хоть какого-то свободного времени. Все просто. Так часто бывает — все важное оказывается очень и очень просто.

Имея в анамнезе штук 6 детских садов в разных городах СССР, а также 3 школы в Москве и 2 дипломных корочки, я правда наивно надеялась, что на этом мое обучение закончится раз и навсегда. Как же я ошибалась. Первый класс своего сына я помню, как в тумане (наложился жирным слоем еще и «восторг» от поступления в школу) - он был сложным, нервным для нас обоих. Невероятно нервным. Я бы сказала, что в плане накала эмоций тот год мог сравниться разве что с самым первым годом жизни ребенка. Мы с ним были в такой прочной школьной внутренней связке, будто единый организм по обучению. Я знаю, что так быть не должно и это не правильно. Это даже очень вредно! Но так происходило почти у всех, кого я знаю. В кулуарных утренних беседах наших мам всплывало то винишко, то пустырник, а порой и то и другое залпом, сдобренное щедрой порцией горьких слез в качестве сомнительного успокоительного. За первый месяц учебного года я похудела на 3 кило, что для меня очень много. Рабочий день пришлось значительно сократить, а также нанять двух репетиторов. Страшно представить, что будет дальше. «Ничего, прорвемся» - думала я, ночью доделывая проект/доклад для очередной презентации — то, что задают нынче школьникам младших классов, не всегда дети могут выполнить полностью самостоятельно. В конце концов, терпение и труд все перетрут, оптимистично выкраивала я время для сна, работы и даже спорта, завидуя иногда тем мамам, у которых больше свободного времени и меньше рабочих обязательств с карьерным топором над головой и прочими трудолюбивыми милостями.

В моем первом классе было все намного проще. Я хорошо помню красные прописи, в которых мы год (год, Карл!!!) писали палочки и крючочки, помню крахмальные воротнички, приятную прямоту коричневых складок шерстяного школьного платья. Помню осеннюю дорогу в школу, расчерченную желтыми кленовыми листьями и дождевыми червями, сам запах той осени на окраине Москвы, но в самом центре мира ребенка. И не помню я напрочь контрольные, тесты, проекты и учебу как таковую. У меня есть это ощущение детства до сих пор, ощущение школьного счастья, цветного мела, вкладышей от редких жвачек на подоконниках, зимних снежков после уроков, прекрасной продленки с гречкой и липкими котлетами, а также верным ключом от квартиры на шнурке вокруг шеи, чтобы не потерять. Не из этого ли потом вырастает личность?

И есть ли это детство у наших детей? Или в погоне за очередным сумасшедшим образовательным планом оно почти вычеркнуто из их ежедневной обычной жизни? Ведь мир маленького человека не должен быть замкнут в кольце уроков, оценок, постоянных контрольных и олимпиад. Должен быть просто быт. Без гонки. Просто день. Просто выходной для порисовать, поспать, мультиков и лего. А гулять когда? А ходить на дни рождения? А спортом заниматься? Да просто желуди в лесу собирать и кататься на ледянке с горки в парке?

Хотя желуди мы конечно же собираем. Для школьных поделок. Шишки и каштаны тоже… Кулинарим печенье, шьем костюмы для спектаклей, придумываем, соображаем, круглосуточно мастерим и ваяем...

Ко второму классу я пришла в себя, мы стали ходить на спорт, а часть уроков было даже доверено няне. Другую часть он делает самостоятельно. А если и не делает — я не парюсь и не пью валерьянку. Штудирование разнообразной литературы по детской психологии, а также общение с другими мамами на эти тревожные и такие острые темы тоже дало свои плоды. Было решено расслабиться, не гнаться за успехом, оценками, не стараться быть лучше всех, не навешивать свой перфекционизм на ребенка, перестать его гнобить, а просто дать ему возможность выбора, возможность быть самим собой, проживать свое детство, быть счастливым.

Ведь лучше быть счастливым троечником, нежели замученным отличником с нервным тиком и боязнью темноты, например. А ошибки - пусть лучше сейчас их будет больше, нежели потом исправлять все это в кабинете у психотерапевта.

Школьное сочинение.

И еще. Про учителей.

Наверное все же педагогами становятся от Бога. Это талант, которому вряд ли можно обучиться, если нет никакой предрасположенности. Это как с балетом — мало одного желания стать балериной, нужно иметь врожденные данные. На месте высших инстанций я бы, например, обязала всех будущих учителей сдавать тест на доброту. Банально может, но учить — это призвание. Уверена, что каждый из вас встречал вот таких одаренных свыше учителей. Подкованных не только в плане знания своего предмета, но богатых человечностью, чуткостью, душой, жалостью и способностью сопереживать искренне. В свое время, как я уже писала выше, я поменяла 3 школы, так что у меня было 3 классных руководителя. Первого и последнего я вспоминаю с огромной любовью. Эти удивительные женщины были этакими центровыми вертикалями всего психоэмоционального костяка ученического коллектива. Первая, потому что в начальных классах основа основ - это маленькие дети, очень остро реагирующие на черствость, злобу и невнимание. А последняя — потому что как раз, стукнул 14 лет, пышным цветом расцвел подростковый возраст, в котором тоже нужно было уметь мастерски лавировать между комплексами, принципами и всем остальным: быть и профессионалом, педагогом, и тем человеком, который всегда поймет и поможет. Про ту даму, что была между Первой и Третьей мне даже вспоминать не хочется. Я не помню ее имя. Правда!

И вот это не страшно ли? Быть в служении людям, которые потом не то что спасибо не скажут, а и помнить тебя не захотят? Вы мне возразите - ну, это человеческий фактор, люди разные бывают. Да, бывают. Но тогда не нужно идти в школу и накрывать детей своей тучей морального безразличия и усталости, тогда лучше работать с неживыми предметами. С мебелью, например.

Так что не стремитесь в школу просто из-за номера, профессиональной популярной направленности или удобного местоположения. Не стремитесь к гонке за пятерками и пафосу. Стремитесь к правильным людям, к своим - по духу и доброте, тогда и школьные годы вашего маленького человечка будут особенными, счастливыми и на всю жизнь. Будьте ему соратником и другом.

И помните — школьные годы прекрасны!

Автор: Лапшина Дарья
На фото: Ивакин Георгий
Фото: Мария Кульчицкая
Авторская орфография и пунктуация сохранены.

Комментариев: 1 | Написать комментарий
			
Опубликовано 22.03.2017
Даша

Ваш комментарий:
CAPTCHA Введите код с картинки