Когда ко мне пришла эта страсть, я даже не помню. Но зато хорошо помню, что если на время летних каникул нас с сёстрами отправляли "на деревню к дедушке", то самым тоскливым там было именно отсутствие книг. Вернее, книги были, но в очень маленьком количестве. Деревня была глухая-глухая, библиотека работала раз в пятилетку, но и тогда там найти можно было лишь одинокий запах пустых полок. Читать приходилось то, что было в наличии у бабушки (синоним "почти ничего") и то, что нечаянно забыл кто-то из гостивших родственников.
Я не помню, в каком возрасте до дыр зачитала Маркеса. Точно не в 16+. Даже не в 12+. «Сто лет одиночества». Взаимно расположенное сосуществование одиноких душ. «Полковнику никто не пишет» - полковника никто не ждёт. А ещё Заветы, Евангелия, причём половину на старославянском. И молитвенники, которые от нечего делать по сто раз были разобраны до последней закорючки...
Красота управленческой мистики! Тарзан со своей Джейн (ну должен же быть и просто экшн) - вот такой вот литературный винегрет. Вкушала с упоением. На завтрак. На обед. И на ужин. Только Маркс с Энгельсом вызывали стойкое расстройство читательского желудка. Их я потребляла по чуть-чуть. В гомеопатических дозах.
Представляете, как каждое лето я мечтала вернуться в суровую сибирскую зиму?! К книгам!
Из всего прочитанного в детстве мне особенно памятны:
* «Тим Талер, или Проданный смех» Дж. Крюса - ценность дружбы и понимание того, что самые "сложные сложности" открываются самым простым ключом.
* «Субастик» Пауль Маара - не все то золото, что блестит, и не все то волшебство, что исполняет желания!
* «Великолепная пятерка» Энид Блайтон - не нужно ждать, пока ты станешь взрослым, чтобы совершать какие-либо поступки.
* «Тройка с минусом или происшествие в 5А» Ирины Пивоваровой - преодолей в себе синдром отличницы! Самые строгие тюремщики - мы сами.
Я и сейчас продолжаю читать детскую литературу. Я вообще считаю, что книги с детьми нужно читать вместе. Вне зависимости от возраста. Просто с каждым возрастом это "вместе" становится своим.
Иногда можно читать вслух, одной рукой шурша страницами, а другой копошась в шевелюре ребёнка. Иногда можно сдерживать приступ невротической ярости от бесконечных часов прочтения ребёнком одного и того же абзаца, да и того с эффектом зажёванной ленты (привет поколению магнитофонов - современные человеки этого уже не поймут). Можно читать бегло. Можно смакуя. Можно дать параллельно каждому по экземпляру, а потом обсуждать в воскресном кафе. Можно - подгоняя друг друга - когда же ты мне отдашь почитать?! Можно изобрести свой способ. Главное - иногда читать книги вместе!
Что именно читать? Пару книг из мне любимого современного для "начальных подростков":
* «Омлет с сахаром» А.-В. Жанн- Филипп - вся правда о жизни многодетных семей! Юмор. Чёрный юмор. Юморной юмор. Жизнь в большом коллективе, от которого тебе не избавиться.
* «Остров в море» Анника Тор - взросление девочек в условиях блокады. Антисемизм, фашизм, боль разлуки с родителями - и все это на фоне обыкновенных потребностей девичьих душ. Полезно всем полам.
* «Когда отдыхают ангелы» Аромштам М.С. - ведь действительно не просто же дети учатся в школе, ведь есть ещё и тот, кто их учит. И он тоже имеет душу, раздираемую противоречивыми эмоциями. И этот кто-то бьется, а тот другой незаметно растрачивает залог светлых идеалов... Скомканный отзыв, но таковы мои эмоции - лоскутное одеяло из перьев тех самых ангелов.
Читайте сами! Читайте вместе!
Автор: детский психолог Анастасия Борисова.
Авторский стиль и пунктуация сохранены.